Американский охотник за сокровищами разыскивал следы исчезнувшей культуры-страны народа чачапоя, «облачных людей», обитателей плоскогорья в отрогах Кордильер.
В Кордильерах, на высоте 4 500 метров над уровнем моря, разреженный воздух и пронизывающий холод вызывают у непривычных людей слабость, тошноту и головокружение - темнеет в глазах, противно дрожат колени... Частые снежные бури застилают глаза и сбивают с пути. Джин Савой убежден что ледяные высокие горы преграждают путь к городу, утонувшему в джунглях на необитаемом плоскогорье.
Неугомонному исследователю уже за семьдесят, но он по-прежнему бодр, и его оптимизму можно только позавидовать. Там, где проложил маршрут Джин Савой, археологам хватит работы на много лет вперед.
Савой с юных лет увлекся исчезнувшими американскими цивилизациями. В Гватемале он изучил развалины грандиозных храмовых построек майя. В молодости он работал репортером в газете, а в 1969 году отправился в свое первое морское путешествие. Предприимчивый искатель приключений вычитал в легендах инков упоминания о долгих морских плаваниях и сумел организовать строительство тростниковой ладьи.
Образцом для нее послужила реконструкция кораблей, на каких индейцы 500 лет назад плавали вдоль западного побережья Южной Америки. Савой доплыл из Перу до Панамы. Этим рейсом он стремился доказать, что таким путем осуществлялись в прежние века торговые и культурные связи между Южной и Центральной Америкой.
После первого путешествия Савой организовал более двадцати экспедиций в джунгли и сам принял в них участие.
Экспедиции через непроходимые джунгли на изрезанном глубокими ущельями плоскогорье настолько тяжелы, что стали ветерану-путешественнику не под силу. Возможно, в дальнейшем он будет руководить своими людьми издалека, благо современные средства связи дают такую возможность.
Недавно 74-летний Джин Савой прошел через джунгли по новому маршруту. Группа состояла из дюжины ученых, которые пробирались через гористое плоскогорье с помощью тридцати индейцев.
Постоянные дожди превратили еле заметную тропу в вязкую грязь, но потрясающие виды на высокогорные Кордильеры, открывающиеся с горных склонов, вознаграждали измученных путешественников за все. Испанские конкистадоры в свое время тоже перебрались через горный хребет в поисках Эльдорадо. Они хотели попасть на восточные склоны гор: там начинается бассейн Амазонки, и на плоскогорье на сотни километров тянутся джунгли ...
Джин Савой верил, что в девственных зарослях в предгорьях Кордильер он найдет следы древней цивилизации. С годами эта уверенность окрепла, ведь исчезнувший народ чачапоя наверняка жил в этих местах,
Джин Савой, как и немец Генрих Шлиманн, нашедший легендарную Трою, не профессиональный археолог, а скорее любитель-самоучка, искатель приключений и путешественник. Но он много читал: научные труды, архивные материалы, старинные хроники, легенды, откуда надеялся почерпнуть сведения, полезные для определения района поисков.
Джунгли на плоскогорье оказались почти непроходимыми. Каждый метр пути погонщики прорубали в зарослях своими мачете. Но Савоя вдохновляла мечта первым взглянуть на 500-летние развалины.
Вспомогательный отряд альпинистов мастерил для экспедиции деревянные мостки через речки и пропасти, выбирал места для ночлега. Вместе с учеными шли даже полицейские из специального подразделения, которые должны были защищать путешественников от нападения повстанцев.
Полицейские получили и еще одно задание воспрепятствовать нелегальному вывозу ценностей за границу. Проводникам предстояло облазать джунгли вдоль и поперек и найти руины, в задачу археологов входило научное описание находок, а самые недоступные места оставались за альпинистами. Состав экспедиции, разделение обязанностей и план работ Савой продумал давно. Он с самого начала был убежден, что город облачных людей лежит в горах, и без альпинистского снаряжения туда не добраться.
Проводники рассказывали о полностью заросших зеленью развалинах в джунглях, Три недели, метр за метром, прорубая тоннель в сплошных зарослях, экспедиция двигалась вперед. Джин Савой знал, что следы племени чачапоя нужно искать по берегам рек. Однажды он уже открыл склепы на уступах отвесной скалы на берегу реки, которые выглядят издалека, как ласточкины гнезда.
Это было знаменательное открытие, ведь обычно захоронения находились поблизости от крупных поселений. В дома мертвых — чульпас — пробрались два альпиниста из числа членов экспедиции. Могильные склепы, устроенные на высоком скалистом обрыве, с которого открывается потрясающий вид на реку и долину, окружены со всех сторон необитаемыми джунглями.
В одном из склепов альпинисты вели съемки инфракрасной камерой. Получились кошмарные снимки: вертикально стоящая мумия, ничем не обернутая и не прикрытая. Грабители могил уже добрались до захоронений в «ласточкиных гнездах» и вытряхнули скелеты из их многослойных покровов.
Исследователям закон запрещает вытаскивать мумии из могил или увозить их с собой, разрешается только фотографировать их на месте.
Большинство могил оказались совершенно пустыми — ни скелетов, ни ценных вещей. Археологам пришлось довольствоваться созерцанием нескольких битых керамических горшков и обрывков тканей, на которые мародеры, очевидно, не польстились.
Кем были неизвестные грабители могил? Может быть, инки, победившие в 1480 году «облачных людей», намеренно опустошили их святыни? Найденная бронзовая игла тонкой работы доказывает, что это была высокоразвитая цивилизация, а не первобытные дикари.
В 1965 году Савой, тогда еще начинающий исследователь, наткнулся в джунглях на развалины древнего города. Из стен мертвого города торчали загадочные каменные головы. До сих пор неизвестно, кого они изображали — правителей страны, божков, предков или духов...
На руинах построек сохранились интересные узоры. Характерные зигзагообразные орнаменты (Савой видел похожие в Центральной Америке) украшали большинство построек. Могучие джунгли поглотили историю целого народа, даже развалины почти невозможно обнаружить. Это открытие стало мировой научной сенсацией, и с тех пор каждая экспедиция Савоя заранее вызывает огромный интерес, все ждут от него необычайных находок.
Методы строительства «облачных людей» не имели ничего общего с прямоугольными архитектурными конструкциями строителей - инков. У чачапоя все стены закругленные и плавно вписываются в изгибы террас на горных склонах.
Культура «облачных людей» древнее, чем культура инков. Когда Савой открыл в 1965 году развалины Гран-Пахатен, он еще не знал, что это место находится на южной границе земель чачапоя. Пахатен был, вероятно, одним из семи белых городов, о которых говорится в легендах инков. Савой откопал там из-под слоя земли и густой зелени обширную каменную галерею бывшую, вероятно, стеной Храма. Рельефные изображения Пахатена совершенно уникальны и не похожи на другие памятники Южной Америки.
Среди причудливых фантастических фигур можно узнать птиц - кондоров: Инки - тоже почитали кондоров, самых крупных птиц Южной Америки. У них кондор считался символом света и посланником Солнца.
У большинства каменных изваяний Гран Пахатена — не пропорциональные круглые уши. Из некоторых голов вырастают крылья, а на других надеты каменные короны с расходящимися в стороны лучами-зубцами. Чачапоя, должно быть, - тоже почитали Инти, бога Солнца у инков, только называли его другим именем.
Археологи считают, что Гран-Пахатен был главной святыней «облачных людей». Другие руины в джунглях в восточных отрогах Кордильер первым обнаружил Винценте Дуранго, сотрудник и проводник Джина Савоя. Дуранго открыл древнее поселение, расположенное на террасах. Пробираясь через джунгли вверх, чтобы попасть к развалинам Гран-Пахатен, нужно преодолеть сотни трудных метров по горным кручам.
Наблюдательный проводник приметил, что тропа все время петляла вдоль круглых стен: он увидел остатки фундаментов городских стен, сторожевых башен, жилых домов, храмов и площадей.
Лабиринт лестниц соединял между собой разные уровни города, построенного на уступах крутого склона. На этих террасах уже работают археологи — люди Савоя показали им, как туда добраться.
Перуанский профессор Альберто Буено и его коллеги занялись научными исследованиями найденных Джином Савоем развалин. Профессор Корнехо обнаружил в раскопках каменную голову, очень похожую на те, которые Савой видел в руинах Гран-Пахатена. Эта голова доказывает, что поселение с лабиринтом лестниц построено народом чачапоя.
Раньше историки думали, что «облачные люди» ненадолго появились в истории: они основали карликовое государство, вскоре покоренное инками, и исчезли. Инки уводили чачапоя из их родных мест и обращали в рабство. Найденные в джунглях развалины огромных построек изменили представление об исчезнувшем народе.
Чачапоя основали свое государство задолго до вторжения инков. Они успели создать оригинальный архитектурный стиль и построить большие города, хотя их руины вряд ли станут такими же знаменитыми, как крепости инков.
Первооткрывателя Мачу-Пикчу Хайрама Бингема в 1911 году привели к развалинам крестьяне. Сенсационное открытие сделало его мировой знаменитостью. Американец Бингем верил, что он открыл тайное убежище последних правителей инков — легендарную Вилькабамбу. Джин Савой брал пример со своего прославленного соотечественника, но со временем пришел к выводу, что Бингем, к сожалению, ошибался.
Из старинных источников следовало, что Вилькабамба была не на горе, а в глубокой долине, в джунглях. Именно поэтому в 1964 году Савой отправился в первую экспедицию на поиски забытого города.
Вилькабамбу в конце концов нашли на том месте, которое было описано в старой хронике. Там сохранились остатки массивных ворот и руины домов. В 1572 году испанцы разорили и разрушили этот город. Из Вилькабамбы правитель Манко бежал в горную крепость - Рабанту, давно построенную «облачными людьми». Рабанту находилась на северо-восточной границе Перу.
Тупак Юпанки, завоеватель страны чачапоя, перед главным военным походом велел построить дороги к границам своих владений. Когда Савой облетал на самолете этот район Кордильер, он видел вымощенные камнями дороги, ведущие с востока в горы.
Исследователь решил пройти по этим дорогам, которые раньше соединялись с густой сетью дорог империи инков. Хорошо продуманное расположение дорог, которые связывали все части огромной империи, позволяло правителям достаточно оперативно контролировать даже отдаленные окраины. Савой заметил, что на вымощенных шоссе встречаются круги, аккуратно выложенные крупными камнями. Он догадался: завоеватели-инки сносили круглые дома чачапоя и строили свои дороги прямо на их фундаментах.
На высоте 3-4 тысяч метров камни разрушенных домов служили завоевателям -строительным материалом. 1984 году неутомимый Савой приступил к поискам Рабанту.
Выше реки Гран-Вилая он увидел высокую стену, ширина которой доходила до 60 метров. Это были остатки гигантской крепостной стены, защищавшей богатый крупный город.
Исследователь убежден, что это именно Рабанту. С внутренней, обращенной к горе, стороны можно разглядеть остатки террасы километровой длины. Там растет густой лес. На раскопки огромного города потребуются астрономические суммы, и продолжаться такие раскопки будут не одно десятилетие.
Савой нашел сорок небольших поселений, которые построены на сорока горах. Все они связаны мощеными дорогами, в каждом поселке было от четырехсот до пятисот построек.
Восточную часть долины реки Гран-Вилая замыкает монументальная крепость Куелап. Это самое крупное архитектурное сооружение древней Южной Америки. Стены цитадели поднимаются на высоту 15 метров и тянутся на 600 метров. На постройку Куелапа пошло в три раза больше строительных материалов, чем на пирамиду Хеопса — неоспоримое доказательство былого могущества и строительного мастерства исчезнувшего народа чачапоя.
Археологи освободили из-под земли и растений фундаменты четырехсот круглых домов-башен. В крепости жили примерно две тысячи человек. За пределами крепостных стен громоздились многоярусные террасы, соединенные каменными ступенями.
Несколько жилых построек реконструированы: это круглые каменные дома, крытые соломой и украшенные по верху рельефным зигзагообразным орнаментом. «МачуПикчу северного Перу» — так называют в рекламных проспектах колоссальные развалины Куелапа, чтобы привлечь туристов.
На раскопки и консервацию древних развалин нужны большие деньги...
А тем временем в «ласточкиных гнездах» альпинисты из экспедиции Савоя упорно искали хотя бы один: не разграбленный склеп. Инки думали, что чачапоя хоронили своих покойников в недоступных нишах на высокой скале, потому что горы — это царство кондора, вестника бога Солнца.
Один из альпинистов добрался до побеленной камеры, которую Савой назвал «Каса бланка». Свод белого склепа обрушился, но мумия, по-видимому, не была повреждена. Она не лежала, а сидела на корточках. Забальзамированное тело было завернуто в платки, прикрыто деревянными рейками, обвязано соломенными жгутами.
Разрезанные соломенные перевязи показывали, что здесь тоже кто-то похозяйничал. Вполне возможно, что покой усопших в могилах чачапоя первыми нарушили воины-инки. Альпинист Ричард обратил внимание на рукоятку со звездообразным каменным наконечником, какие были только у инков. Может быть, завоеватели-инки разорили склеп чачапоя, выбросили останки чужих покойников и положили на их место «свою» мумию?
Когда с мумии сняли защитный кокон из дощечек, соломенных жгутов и тканей, стало отчетливо видно, что трупу действительно придано положение сидящего на корточках человека. Мумификация была частью погребальной церемонии у всех населявших Кордильеры народов. Индейцы верили в загробную жизнь, но только в том случае, если тело не разложилось.
Мумии чачапоя хранятся в музее, специально построенном в деревне Леймебамба на высоте около трех тысяч метров. В финансировании музея приняло участие правительство Австрии. Австрийские специалисты разработали методику исследования и сохранения мумий, главным образом для альпийской мумии Этци. Теперь они готовы поделиться этим опытом с перуанскими коллегами.
В музее Леймебамба размещено более 220 мумий. Специалист по мумиям Соня Геллен исследовала почти все и пришла к выводу: «Сначала у трупов удаляли внутренние органы. Потом бальзамировали секретным составом из соков каких то растений с минеральными добавками». Несмотря на высокую влажность, мумии неплохо сохранились.
Трупам придавали положение плода в утробе матери, чтобы таким образом подготовить их к возрождению. Черты лиц этих чачапоя так искажены, словно они умирали в страшных мучениях и пережили перед смертью невыносимый ужас. Считается, что в некоторых случаях после смерти правителя слуг и свиту убивали и хоронили поблизости от их властелина, чтобы они продолжали служить ему в другом мире.
Можно также предположить, что «облачные люди» совершали человеческие жертвоприношения, когда хотели выпросить у богов хороший урожай.
Джин Савой не без удовольствия вспоминает, как его экспедиция открыла в 1968 году «город мертвых» в тысяче метров над рекой Уткубамба. Там были тысячи глинобитных склепов, в которых лежали слепленные из соломы и глины саркофаги, напоминающие по форме упрощенное подобие человеческой фигуры. Но Савой пришел туда слишком поздно. Мародеры уже побывали в «городе мертвых» и без зазрения совести распотрошили «коконы» с мумиями.
Савой много раз обращался к перуанским властям с просьбой защитить от расхищения и уничтожения культурное наследие Перу, однако в стране нет денег на организацию охраны обширных территорий в отдаленных диких местах.
Если предположить, что чачапоя раз в году устраивали церемонию почитания усопших предков, они должны были длинными процесссиями подниматься по дорогам к городу мертвых.
Мумии доставали из склепов и устанавливали на открытых площадках, откуда открывался замечательный вид на земли чачапоя. Опытные зодчие безошибочно выбирали самые живописные места под строительство мавзолеев.
В каньоне Карахья находятся другие поразительные памятники культуры чачапоя — глиняные статуи. Эти статуи, вероятно, представляли только знатных людей. Над головами некоторых возвышаются вторые головы, что, видимо, имело какой-то загадочный смысл.
Савой стремится завершить главное дело своей жизни, которому он отдал 35 лет - открыть для человечества столицу страны чачапоя Кахармаркилья — город, завоеванный в 1480 году верховным правителем инков Тупаком Панки. Последняя экспедиция посвящена именно этой главной цели:
- Мы стремимся туда, чтобы археологи успели осмотреть эти археологические ценности, исследовать их, прежде чем мародеры безнадежно испортят исторические памятники, которые будут потеряны для науки.
Джин Савой сообщил, что в июне, после полутора лет поисков, он открыл руины в джунглях в 550 километрах севернее Лимы. Это огромный город площадью 65 квадратных километров, с вымощенными камнем улицами. Он расположен на террасах на склоне горы. Кроме улиц с развалинами построек, поблизости находятся по меньшей мере 36 башен-гробниц, многие из которых украшены высеченными из камня рельефными портретами.
В сентябре исследователь решил вернуться на место своей грандиозной находки под охраной вооруженного отряда полиции. За два месяца его отсутствия многие гробницы уже успели разграбить. Мародеры тоже торопятся, они хорошо подготовлены, имеют соответствующую экипировку и часто опережают археологов
- «У нас есть снимки, на которых видно, как они крадут из могилы мумии», — говорит Савой. Большую часть года он живет у себя дома, в городе Рено штата Невада, и оттуда руководит работой своих сотрудников.
Многие археологи не согласны с теорией Савоя о происхождении древнеамериканских культур. Археолог-любитель предполагает, что южноамериканцы в доколумбовые времена имели постоянную связь с Азией:
- Я думаю, что древнее Перу намного старше, чем принято считать, и непременно выяснится, что перуанские народы имели контакты с другими культурами.
Джин Савой написал о своих путешествиях три книги, в которых он представил себя в качестве историка, ищущего в бесчисленных древних сказаниях и легендах крупицы истины, которые подсказывают ему путь в дремучих джунглях, ведущий к древним руинам.
Индейские сказания Савой сопоставляет с записями в испанских хрониках, чтобы выявить возможные параллели. С начала 60-х годов ХХ века Савой обнаружил в джунглях десятки неизвестных исторических памятников. Важнейшие его открытия — это Вилькабамба, Гран-Пахатен и, наконец, грандиозный городской комплекс Гран-Вилая в отрогах Анд, где, по мнению исследователя, была столица воинственных чачапоя.
История этого таинственного народа началась, предположительно около 800 года нашей эры.
Чачапоя были выше ростом и гораздо светлее американских индейцев, у них были белая кожа и русые волосы. Облачные люди были непохожи на южноамериканских индейцев, и их культура тоже сильно отличалась от других американских культур. Происхождение чачапоя до сих пор не выяснено.
Несмотря на то что открыто уже много развалин поселений облачных людей, об этом народе и теперь мало что известно. С одной стороны, отсутствуют письменные источники — у чачапоя, по-видимому, не было письменности, и историки черпают сведения исключительно из исследования археологических находок. Но, с другой стороны, археологические памятники культуры чачапоя изучают мало. К этим скудным сведениям остается добавить упоминания о таинственном народе в исторических испанских хрониках. Все остальное — предположения, гипотезы.
В период наивысшего процветания этого народа его численность составляла примерно 500 тысяч человек. Их государство, вероятно, представляло собой союз родственных племен. О социальной иерархии общества по развалинам городов чачапоя трудно сказать что-либо определенное. Их жилые дома, по размерам почти одинаковые, различаются только росписью, каменными рельефами и статуями. По богатым орнаментам и многочисленным статуям можно выделить дома воинов.
Гигантские архитектурные сооружения могли быть возведены только при наличии очень четкой организации работ, не говоря уже об инженерных знаниях зодчих. Повседневная жизнь людей в многотысячных городах должна быть организована, подчинена определенным правилам, и у облачных людей все это было.
Когда инки столкнулись с облачными людьми в XV веке, странные бледнолицые чужаки произвели на них впечатление злобных дикарей. Инки великодушно предложили правителям чачапоя подчиниться их могущественной империи и войти в ее состав, но неблагодарные дикари отказались. Инки пошли на них войной и победили.
В дошедших до нас легендах инков говорится, что победители прониклись уважением к мужественным красавцам-воинам из племени чачапоя. После войны знатные инки брали к себе чачапоя в телохранители. Женщины народа чачапоя были так красивы, что победители забирали их всех в свои женские дворцы и держали там в качестве рабынь-наложниц. Инки посылали красавиц-чачапоя на переговоры с испанцами, и конкистадоры тоже были покорены красотой «дикарок».
Последние инки скрывались от испанских завоевателей на землях чачапоя — на плоскогорье к востоку от северных Кордильер, в непроходимых джунглях.
После войны с инками, а потом с испанцами количество облачных людей сильно уменьшилось, их осталось не больше 90 тысяч, и они так же, как инки, утратили свою культуру, рассеялись и ассимилировались. Об этом народе надолго забыли, и только в последние десятилетия постепенно приоткрываются некоторые страницы истории чачапоя.
Большая заслуга в этом, бесспорно, принадлежит американскому путешественнику Джину Савою.
Галина СИДНЕВА,
специально для «НЛО»