Колдун племени Аранда

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
Ustinova
Странник
Сообщения: 172
Рег. Вт ноя 25, 2014 3:54 pm
Репутация: 528
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 69 раз

Колдун племени Аранда

Сообщение Ustinova » Чт июл 11, 2019 6:33 pm

Австралия четко делится на три области: Западно-Австралийское плоскогорье, возвышающееся над уровнем моря на 500 метров, средневысотный Большой Водораздельный хребет на востоке, с высшей точкой материка горой Косцюшко — 2228 метров и Центральная низменность, где в районе озера Эйр находится самое низкое место на континенте — 12 метров ниже уровня моря.

Вдоль восточного побережья расположился Большой Барьерный Риф. Это скопление коралловых рифов, а также мелких подводных и надводных островков имеет протяженность 2000 километров и по праву считается уникальным творением природы, подобного которому на планете Земля не встретить. Его ширина варьирует от двух километров на севере до 150 - у тропика.

В конце XIII века на территории Зеленого континента обитало более 500 племен, общая численность населения составляла около 300 тысяч человек. Каждое племя говорило на своем особом диалекте. Это были бродячие охотники и собиратели, пользовавшиеся каменными орудиями труда.

00.JPG


С тех пор, как началась европейская колонизация Австралии, сопровождавшаяся массовым истреблением аборигенов и переселением их в бесплодные районы, здесь осталось наиболее 40 тысяч потомков коренных жителей страны...

В ту ночь у костра собрались, чуть ли не всё люди племени аранда. Завтра должен был состояться большой праздник, — нескольким 14-летним мальчикам племени предстояло стать мужчинами. Закончилась их свободная жизнь, когда можно было целыми днями играть с товарищами, бродить по лесу в поисках сладких плодов или, пытаясь подстрелить зазевавшегося зверька, а вечером — блаженно вытянувшись у костра, наблюдать за обычными ритуальными танцами взрослых.

Теперь их жизнь станет совсем другой. Вместе с мужчинами они станут охотиться всерьез, и от их сноровки и удачливость будет зависеть, разнесется ли вечером над деревней восхитительный запах жареной дичи, добытой ими, или же детям, женщинам и старикам придется обходиться одними лишь съедобными корешками.

Но не это самое главное. После того как произойдет обряд посвящения во взрослые, инициация, - молодой мужчина перестанет наблюдать за ритуальными танцами со стороны, он начнет принимать в них участие как полноправный член племени.

Человеку со стороны, наблюдающему за священными церемониями аборигенов, они, возможно, покажутся наивными, не стоящими того, чтобы на них затрачивали слишком много времени, иной раз в ущерб самым неотложным делам. Однако любой член племени уверен, что в момент таких священнодействий он говорит со своими предками, общается с великими духам и каждый коренной житель Австралии знает, что после смерти его душа отправится туда, где обитают предки, и будет жить там с ними до тех пор, пока не захочет вернуться в мир, воплотившись во вновь родившемся человеке.

В момент общения с «маной», некоей бесплотной силой, которую все боятся, но и которой бесконечно доверяют, люди племени не думают о своей обычной жизни, отягощенной заботами о пропитании, все они устремлены к существованию, которое будет обретено в будущем, — светлому, чистому и высокому.

С возрастом именно эта — духовная — часть жизни становится для аборигенов наиболее важной. Их религиозные церемонии могут длиться по два-три месяца.

Мальчики, которым предстоит завтра стать мужчинами, тихи и сосредоточенны, как и положено тем, кто вступает в священную жизнь общества. Они внимательно слушают неспешный рассказ старого колдуна племени аранда: — Много-много лет назад, когда почти вся земля была покрыта соленой водой, на небе жили два существа, унгамбикула — вышедшие из ничего. — Голос колдуна звучит глухо, словно пробиваясь из подземной пещеры.

Языки пламени освещают магические знаки, нарисованные на его лице и груди. — В ту пору не было ни мужчин, ни женщин, а были инапертва, которые жили на берегах соленой воды. Они ничего не ели и не пили, они ничего не чувствовали. Они выглядели так, как если были бы вылеплены из многих человеческих существ. Но у каждого инапертва при этом был свой тотем — растение или животное. Унгамбикула увидели из своего небесного жилища инапертва и пожалели их. Они - взяли огромные каменные ножи, спустились с небес и принялись за работу.

Сначала унгамбикула выпрямили инапертва руки и сделали на каждой надрезы так, что получились пальцы. Так же они поступили и с их ногами. Затем вылепили им носы и палочками просверлили ноздри. Каменным ножом они прорезали инапертва рты и глаза. А потом они сделали одних инапертва мужчинами, а других — женщинами.

Превратившись в людей, инапертва не забыли свои тотемы и на всю жизнь, остались связаны с ними. Некоторых из инапертва унгамбикула не стали делать людьми, а превратили их в больших ящериц, крыс и попугаев. Когда дело было сделано, сами унгамбикула превратились в маленьких ящериц...

Мальчики так сосредоточенно внимали словам колдуна, словно слышали эту легенду впервые в жизни. А ведь с самого раннего детства они слушают подобные предания, которые в племени передаются от старших младшим.

Так аборигены хранят память предков. Пока живы древние легенды, живы и предки. Пока живы предки, они не дадут в обиду злым силам людей своего племени.

Наконец погас костер и умолк колдун, рассказывавший давно известную всем, но звучавшую в тот вечер по - особенному древнюю легенду. Будущие мужчины вернули «память предков» и теперь могли спокойно отдыхать накануне ожидавшего их серьезного испытания.

На утро аранда стали сооружать «живые столы». В землю воткнули палицу, вокруг которой встали взрослые мужчины. Наклонившись вперед, они взялись руками за палицу, образовав, таким образом, нечто вроде круглого стола. На их спины по очереди ложились мальчики, верхом на которых садился колдун и с помощью острого ножа обрезал им крайнюю плоть. Во время этой болезненной операции ни один из инициируемых не вскрикнул, лица их сохраняли бесстрастное выражение. Обряд проходил под звуки голоса великого духа Тванйирика — заунывное гудение специального музыкального инструмента, или «гуделки».

После этого обряда «вновь рожденные» молодые мужчины по праву заняли свое место среди танцующих охотников. Они облачились в заранее приготовленные ритуальные костюмы из магических трав и ярких птичьих перьев и вместе со взрослыми вознесли благодарность духам - покровителям, которые позволили дожить им до этого счастливого дня. Старики, наблюдавшие за танцем, проливали слезы радости и говорили друг другу, что их живот полон веселья. Ведь аранда прекрасно знают, что все чувства человека находятся в животе.

Прошло несколько дней, которые люди племени проводили в ритуальных танцах, дававших возможность вспоминать и славить предков, а также просто действовать, двигаться, совершать движения, которые необходимы и понятны аборигенам, но кажутся хаотичными и бессмысленными тем, кто вырос в цивилизованном обществе.

До окончания праздника оставалось совсем немного, когда колдун племени поманил к себе одного из мальчиков, недавно ставших мужчинами. Все аранда знали, о чем пойдет речь, но, чтобы их не заподозрили в излишнем любопытстве, стали петь громче, а плясать еще неистовее.

Ни для кого не было тайной, что колдун очень стар и тяготится той ответственностью, которая возложена на него «маной». Ему нужен преемник. Мальчик, которого он сейчас подозвал'к себе, был «не как все Он родился со светлой отметиной на лбу, а в детстве переболел «колдовской болезнью» — среди полного здоровья вдруг падал на землю и начинал корчиться. Изо рта его при этом текла пена. Это ли не знак того, что «мана» выбрала именно его?

Нынче, когда силы старого колдуна были на исходе, колдуном должен был стать этот вновь рожденный мужчина. И вот теперь старик спрашивал юношу, - действительно ли тот хочет говорить с предками, лечить людей, наказывать зло и просить духов об удачной охоте? Юноша лишь кивнул. Тем, кто бросал в его сторону мимолетные взгляды, было видно, как он взволнован.

После этого разговора старый колдун и юноша отправились в долгий путь. Они шли к Пещере духов, дорога до которой занимала ровно три дня.

На исходе третьего дня путники увидели перед собой красную скалу, в которой чернел вход в пещеру. Юноша знал, что ему предстоит, и трепетал от страха. Но как бы ни силен был страх, еще сильнее оказалась любовь к предкам и почитание «мана», которые избрали именно его. Подойдя ко входу в пещеру, колдун достал из небольшого кожаного мешочка тонкую стрелу. Этой стрелой он проткнул юноше язык и указал ему на вход в пещеру.

Здесь будущий колдун должен провести наедине с духами три дня — без еды и без питья. Если он сможет выдержать это испытание, значит в племени появится новый колдун, а старый навсегда уйдет в лес и будет там бродить, до тех пор, пока его не разорвет дикий зверь.

Духи убьют тебя, — сказал старый колдун своему преемнику, — Они пронзят твою голову стрелой от уха до уха и унесут тебя в свой мир. Они заберут твое сердце и заменят другим, более чутким. Они сделают твои глаза способными видеть то, чего не видят другие аранда; уши твои смогут слышать то, чего не слышат другие, а носу твоему сделаются, доступны такие запахи, которые не различит и дикий зверь. Пока ты будешь мертвым, духи сделают твое тело сильным. Но то, что произойдет с тобой в этой пещере, должно остаться тайной — твоей и предков.

Запомни, когда ты перестанешь быть мертвым, ты уже не будешь тем, чем был раньше. В пещере ты найдешь все, что понадобится тебе в твоей новой жизни. Ты — первый человек, которому я говорю все это.

Я буду ждать тебя здесь ровно три дня. Если духи признают тебя и сделают колдуном, я уже не должен буду возвращаться к людям и поэтому уйду навсегда. Если же через три дня ты не выйдешь из пещеры, значит, ты не угоден духам, и они умертвили тебя насовсем. Тогда мне придется искать нового преемника.

Выслушав колдуна, юноша шагнул в темноту пещеры и почти сразу услышал свист стрелы и почувствовал, как она пронзает ему голову...

...Когда чер 3 три дня юноша очнулся, он увидел на полу пещеры множество мелких кристаллов, таких, которые всегда носил с собой старый колдун. Подобными кристаллами он лечил больных, ведь каждый аранда знает, что эти бесцветные камушки и есть носители болезни.

Если заставить их войти в больную голову, живот или конечности, а потом вызвать их обратно, они выйдут вместе с недугом. С помощью кристаллов можно наводить порчу на врагов. Колдун шепчет над ними проклятье, а потом забрасывает в небо, где они летают подобно кометам, до тех пор, пока не найдут того, кто проклят и не поразят его...

Набрав полные пригоршни кристаллов, и покачиваясь от слабости, молодой колдун вышел из темной пещеры. Яркий солнечный свет заставил его зажмуриться. Когда же глаза его привыкли к солнцу, оказалось, что вокруг никого нет. Старый колдун, увидев юношу, выходящего из пещеры, понял, что духам понравился его преемник, и ушел навсегда. А молодому колдуну предстоял еще долгий путь к своим соплеменникам.


Юрий ЛЮБИМОВ,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

 

 

cron