Тайна заброшеного храма

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
Ustinova
Странник
Сообщения: 172
Рег. Вт ноя 25, 2014 3:54 pm
Репутация: 528
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 69 раз

Тайна заброшеного храма

Сообщение Ustinova » Ср июл 25, 2018 6:23 am

Длинный и узкий остров Ява протянулся с востока на запад на тысячу километров, а в самом широком месте он достигает 200 километров. Тропический остров лежит в неспокойной геологической зоне, как раз на стыке азиатского и австралийского континентальных плато. По всему острову разбросаны более сотни вулканов, а тридцать из них — активные. Устные предания сохранили сведения о катастрофических извержениях.

Когда именно на Яве поселились люди, точно не известно. Самые старые упоминания об этой вулканической земле можно найти в индийском эпосе "Рамаяна" — они относятся к III веку до н.э. — и в трудах географа Птолемея из Александрии, жившего в I веке н.э.. Первые местные памятники письменности относятся к V веку н.э. В это время на острове образовалось множество мелких государств, быстро разбогатевших благодаря выращиванию риса.

В жарком и сыром климате Явы уже в те давние века научились снимать несколько урожаев риса в год. К естественным богатствам острова, можно причислить и его выгодное положение на одном из важнейших торговых путей древнего мира.

Вслед за торговцами на экзотическую Яву приплыли буддийские монахи, потом ученые. Вместе с неизвестными островитянам товарами они принесли с собой новые идеи и религии. К VII веку центр хозяйственной и религиозной жизни, по всей вероятности, переместился с побережья в глубь страны.

Можно предположить, что занесенные в богатую страну идеи буддистской религии получили там широкое распространение, потому что в джунглях острова Ява находится один из прекраснейших буддистских храмов - заброшенный храм «множества Будд» — Боробудур.

00.JPG


Об истории Явы и теперь известно не умного, а в начале XIX века европейцы даже не подозревали, что на далеком тропическом острове существовала древняя цивилизация, оставившая после себя интересные архитектурные сооружения.

Голландские и французские хозяева острова, заметили в джунглях остатки каких-то построек, но не проявили к ним интереса. Пренебрежительное отношение к памятникам местной культуры изменилось только с приходом британского губернатора сэра Томаса Стамфорда Рафлеса.

Ява поначалу была заморским владением Голландии. Богатейшие колонии в Юго-Восточной Азии поделили между собой Португалия, Испания и Голландия задолго до того, как Великобритания стала мировой морской державой. Будущей владычице морей поневоле приходилось оставаться в этом регионе на вторых ролях и сотрудничать с Голландией.

Во время наполеоновских войн французские войска заняли в числе других стран и Голландию. Заморские владения Голландии, в том числе остров Ява, тоже фактически достались Франции. Англичане не могли примириться с присутствием французов в Юго-Восточной Азии. Самой Англии от французских войск на Яве не грозила никакая опасность, гораздо существеннее была возможность давления французов на Индию — драгоценную жемчужину британской короны.

Британский флот отправился в Тихий океан, чтобы один за другим ликвидировать французские опорные пункты в колониях. В 1811 году дошла очередь до Явы. На остров, где в основном еще распоряжались голландцы, высадились 11 тысяч британских солдат. Голландские колониальные войска численно превосходили англичан, и решено было не сдавать Яву без боя.

Ожесточенные сражения продолжались целую неделю. Лучше вооруженные и хорошо обученные английские солдаты сломили сопротивление голландцев и захватили остров. Первым британским губернатором острова стал Томас Стамфорд Рафлес.

На первый взгляд, Рафлес был не самой подходящей кандидатурой, и многие думали, что он не задержится на этой должности. Но впоследствии оказалось, что и для жителей острова, и для тех, кто желал изучать историю Явы, назначение Рафлеса стало поистине подарком судьбы. Рафлес не был типичным колониальным чиновником Британской империи начала XIX века.

Томас Стамфорд Рафлес не принадлежал к английской знати, он был сыном капитана пассажирского судна в Вест-Индии, даже родился на корабле. Парень ходил в школу только два года до 14 лет. Потом у его отца начались серьезные денежные затруднения, и было не до учения. Томас Рафлес поступил на скромную должность в одну из самых солидных фирм того времени — Ост-Индскую компанию.

Английские купцы основали Ост-Индскую компанию в 1600 году, чтобы взять под контроль постоянно растущие цены на перец и другие пряности на мировом рынке. Они хотели вести свои дела без португальских или голландских посредников, напрямую с азиатскими торговыми партнерами.

Торговля с дальними странами была трудным, опасным и рискованным занятием. Даже просто доплыть до цели удавалось далеко не всегда. На торговых морских путях бесчинствовали пираты, конкуренция принимала самые жестокие формы, а рейсы продолжались больше года. Начало деятельности Ост-Индской компании отмечено скорее неудачами, чем успехами. Но на быстрый успех никто и не рассчитывал.

В середине XVIII века Ост-Индская компания дождалась-таки своего часа: ее дела пошли в гору, когда Англии удалось укрепить свое влияние в Индии. Британский экспедиционный корпус под командованием Роберта Клайва ловко «захлопнул» перед носом у французов вход на полуостров Индокитай, зато широко открыл путь в Китай и другие азиатские страны британской Ост-Индской компании, которая не упустила свой шанс.

Младший клерк Томас Рафлес начинал службу в Лондонской конторе компании. Работа была однообразная и неинтересная, а жалованье грошовое. По вечерам Томас учился, и семье приходилось на всем экономить, чтобы ему хватало на свечи для чтения темными вечерами. Учился он не зря: через десять лет молодой Рафлес дождался подходящего случая и получил место заместителя секретаря губернатора Малайзии.

Пока Рафлес шесть месяцев плыл к месту назначения, он постарался выучить язык страны, где ему предстояло служить. Молодой англичанин проявил необычный подход к делу: колониальные чиновники или служащие Ост-Индской компании не утруждали себя изучением языков азиатских народов. В дальнейшем знание языков очень пригодилось Рафлесу.

В Малайзии новый секретарь набросился на работу с неожиданным рвением. Рафлес провел реорганизацию управления и приобрел репутацию толкового администратора. В 1810 году, после пяти лет службы на острове с нездоровым, для европейцев климатом, он познакомился с лордом Минто, генерал-губернатором Индии. Лорд Минто высоко оценил способности молодого чиновника.

Взгляды генерал-губернатора Индии и молодого чиновника Ост-Индской компании во многом сходились. Лорд тоже считал, что необходимо изучать язык и культуру страны, в которую тебя привела судьба. По его мнению, знание языка и обычаев помогло бы избежать многих недоразумений и неоправданных жестокостей.

В тот год Рафлес хотел только одного: выбраться из Малайзии с ее удушливой жарой и болотными лихорадками. Лорд Минто предложил 29-летнему чиновнику со временем перебраться на Яву. Тогда Явой еще управляли французы и голландцы, и лорд Минто попросил молодого человека заранее собрать об этом острове как можно больше сведений. Перевод на Яву состоялся только через год, в 1811 году. Лорд Минто назначил Рафлеса со словами: «Этот человек больше, чем кто-либо другой, заслуживает такой должности».

Хотя англичане захватили Яву силой, это вовсе не означало, что они хотели воевать со всеми голландскими чиновниками. Новый губернатор предложил им остаться на службе и помочь наладить управление островом.

Голландцы надеялись, что в Европе скоро разобьют Наполеона и англичане отправятся домой, а у них на Яве все будет по-прежнему. Они решили выждать время, а пока пошли на службу к британскому губернатору.

Одновременно губернатор налаживал отношения с местными монархами и племенными вождями. Рафлеса интересовали не только колониальные товары, надоевшие ему за время службы в Ост-Индской компании — он был доволен открывшимся перед ним широким полем деятельности и хотел, чтобы Ява стала процветающей полноценной частью Британской империи.

Новый губернатор объявил войну рабству, пиратам и тропическим болезням. Поддержка туземных властей была ему в этой борьбе необходима.

Рафлес стремился установить уважительные и взаимовыгодные отношения с населением острова и пытался по возможности отучить своих подчиненных от высокомерного и пренебрежительного отношения к туземцам.

При осуществлении своих планов Рафлес должен был действовать решительно и быстро. По заведенному порядку власть в заморских колониях твердой рукой осуществляли военные, и он ожидал, что вместо него на Яву скоро пришлют офицера. Ост-Индскую компанию совершенно не интересовали прожекты идеалиста Рафлеса, озабоченного благополучием туземного населения. Только хорошими результатами деятельности губернатор мог доказать, что он на своем месте.

Рафлес сразу же провел реформу управления островом. Он разделил Яву на 16 административных единиц, а для осуществления реформы провел топографическую съемку и промер острова. Параллельно с разделением на мелкие округа губернатор ввел земельный налог, который поступал непосредственно правительству. В каждый округ он назначил ответственного чиновника с широкими полномочиями, ограничив власть местных правителей.

Нетрудно догадаться, что эти мероприятия не вызвали восторга у племенной верхушки. Губернатор не мог не знать, что рискует наткнуться на сопротивление, хотя бы пассивное.

Проявлять симпатию к простому народу Рафлесу было некогда, нужно было проводить свои реформы как можно быстрее. Он пытался избегать конфликтов, но всегда готов был в случае необходимости настоять на своем всеми средствами. К счастью, нововведения Рафлеса встретили очень вялое сопротивление. Большинство островитян признало, что при английском губернаторе им живется лучше, чем при голландцах — порядка больше.

Промер острова любознательный англичанин затеял не только для улучшения управления — он хотел исследовать страну. Ему было любопытно посмотреть, что находится в глубине острова, в гуще тропических зарослей, куда еще никогда не ступала нога белого человека. Рафлес принял на службу несколько помощников из местных жителей и поручил им собирать растения и насекомых, а также выискивать по стране всякие диковинки и древности.

Губернатор завел специальный журнал, в котором он регистрировал находки. Впоследствии этот журнал лег в основу его фундаментального труда «История Явы».

Внутренние районы острова Ява долгое время не привлекали к себе внимания европейцев. Французы, правда, отменили запрет на путешествия в глубь страны, но до исследования джунглей у них руки не дошли. Даже великолепные руины Прамбанан, лежащие возле одной из важнейших дорог, остались почти незамеченными.

Рафлес внимательно выслушивал рассказы обо всех диковинках тропического острова. Хорошо знавший Индию старый служака Колин Макензи с удивлением отметил, что в мусульманской стране находятся развалины построек такой архитектуры, какую он видел только в Индии. Рафлес срочно отправил одного из своих подчиненных Х. К. Корнелиуса осмотреть джунгли в окрестностях этих оригинальных руин.

Корнелиус уже был с Макензи на развалинах Прамбанана и сделал великолепные зарисовки. Корнелиус отправился выполнять поручение, хотя сомневался, что на Яве есть что-нибудь интересное, кроме руин Прамбанан. Прокладывать себе путь по еле заметным тропинкам было очень тяжело. Приходилось с трудом продираться через сплошные заросли, обливаясь потом.

В деревне неподалеку от развалин Прамбанан - Корнелиус нанял проводника, который взялся показать дорогу на так называемый <холм изваяний». Это место получило свое название благодаря многочисленным каменным статуям, которые словно вырастали из-под земли между стволами деревьев, оплетенных лианами.

Неизвестно, много ли времени понадобилось Корнелиусу на осмотр «холма изваяний». Найти каменные статуи в густых зарослях было нелегко. Однако Корнелиус все же догадался, что поднимающийся над лесом зеленый холм — не природный рельеф местности, а произведение человеческих рук.

Непроглядная масса джунглей скрывала развалины монументальной постройки. Корнелиус попытался приблизительно определить ее размеры и форму, сделал рисунки и послал сообщение губернатору Рафлесу.

01.JPG


Рафлеса взволновало открытие Корнелиуса, и он решил сам поехать посмотреть на развалины. Но у губернатора было полно срочной работы, так что освободить себе время для экспедиции к развалинам он смог только в следующем году. 18 мая 1815 года Рафлес впервые ступил на «холм изваяний». Его поразило величие древней постройки. Хотя Корнелиус подробно описал все, что там было, Рафлес в полной мере оценил значение открытия только тогда, когда он увидел руины собственными глазами.

Сам того не подозревая, губернатор Явы «одним махом» опроверг господствовавшую тогда теорию о невозможности высокоразвитой культуры в Юго-Восточной Азии. Считалось, что там жили только мелкие племена дикарей с примитивной общественной организацией. Но строительство грандиозного архитектурного сооружения просто невозможно без высокого уровня развития цивилизации.

Томас Рафлес приказал вырубить деревья на «холме изваяний, чтобы можно было осмотреть место будущих раскопок. Две недели двести местных рабочих от рассвета и до заката усердно стучали топорами под присмотром колониальных чиновников. Наконец открылась взглядам ступенчатая каменная пирамида, богато украшенная статуями и рельефами. Рафлес с удивлением понял, что он открыл в яванских джунглях огромный буддийский храм.

На плоском основании поднимались четыре четырехугольные террасы, поверх которых высились еще три круглых в плане уступа. Все сооружение венчала великолепная ступа — башенка в виде колокола в центре самой верхней площадки. В этом храме особенно поражало странное сочетание «классических» прямоугольных и круглых террас.

Казалось, что первоначальный замысел постройки осуществили только частично, а потом по ходу строительства проект изменили и достраивали по-другому. Фундамент был не рассчитан на окончательный вариант постройки, которая оказалась для него слишком тяжела.

Возможно, конструкция не выдержала тяжести каменных блоков верхних уровней и грозила обвалиться. Каменная стена, опоясавшая строение, по всей вероятности, была пристроена позднее, чтобы предотвратить обрушение.

По стенам всех террас протянулись каменные рельефы: 1460 базальтовых плит в общей сложности почти пять километров длиной. Высеченные в камне картины представляют эпизоды из жизни Будды, а также сценки из трудовых будней строителей. Рельефы выполнены с высоким мастерством, поражающим умелой композицией и тонкой отделкой деталей.

Храм украшают 504 статуи Будды. Каждая статуя выполнена с большой тщательностью, хотя далеко не все из них хорошо видны — 72 статуи сидящего Будды находятся в ступах, сгруппированных на верхней террасе вокруг центральной ступы. Постройка обильно разукрашена со всех сторон, а некоторые археологи предполагают, что первоначально она была раскрашена.

02.JPG


Грандиозный храм построен из 1 миллиона 600 тысяч базальтовых блоков. По приблизительным подсчетам строительство заняло 60 -70 лет. Сейчас историки датируют храм Боробудур, что в переводе означает «множество Будд», VIII веком н.э. Кто его выстроил, до сих пор точно не известно.

Индийское влияние в стиле этой постройки очевидно, и первая гипотеза приписывает сооружение святыни индийским переселенцам. Археологи единодушно опровергли это предположение — они уверены, что строили исконные обитатели Явы.

Весьма вероятно, что индийские торговцы и бродячие нищенствующие буддийские монахи бхиксу принесли на острова Юго-Восточной Азии свои обычаи, вкусы и верования. Яванцы тоже не сидели безвылазно на острове, они могли многому научиться в других странах, в частности в Индии, позаимствовать разные знания и строительные приемы.

Единственное, что можно с уверенностью сказать о строителях храма Боробудур, что они были из местных племен. Возможно, в центральной части острова объединились несколько крупных племен и отметили свой союз сооружением гигантского храма. Интересно, что в этой местности все древние постройки тоже напоминали индийскую архитектуру.

Уже в IХ веке великолепный храм Боробудур был заброшен и забыт. Произошло что-то важное, и он оказался ненужным. В этом состоит величайшая неразрешенная загадка Боробудура. В последние десятилетия исследователи Боробудура сосредоточили свои усилия на поисках ее разгадки. Анализ почвы показал, что в 928 году произошло извержение вулкана. Может быть, в это время на Яве активизировались многие вулканы.

Нет сведений, что население тогда особенно сильно пострадало, но Боробудур, вероятно, был поврежден. Если верующие восприняли незначительные разрушения в своем главном храме как «знак небес» как, «дурное предзнаменование, они могли покинуть почти уцелевшее здание, чтобы не гневить богов.

Они ушли не только из храма, но даже из той местности, где он находился.
Недавние раскопки несколько изменили представление о судьбе Боробудура. Люди не покинули его в одночасье — он пришел в запустение постепенно. Небольшое поселение существовало поблизости от Боробудура еще долгое время. В окрестностях найдены осколки фарфоровой посуды и монеты XIV века. Может быть, в это время кто-то еще приходил в храм Боробудур, однако это не доказано.

Все надежды на возрождение храма были похоронены в XV веке, когда на Яве начал свое победное шествие ислам. Яванские племена, одно за другим, перешли в мусульманство, и тогда Боробудур был окончательно забыт.

Многие вопросы, пожалуй, навсегда останутся без ответа. Строители не оставили после себя никаких надписей, которые помогли бы теперь археологам. Подлинную причину, по которой великолепный храм покинут через короткое время после завершения строительства, теперь вряд ли можно установить.

Храм Боробудур объявлен культурно-историческим памятником мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО. Он притягивает на Яву толпы туристов — ведь это самый большой буддийский храм в южном полушарии и главная достопримечательность острова!

Проведены инженерные работы по укреплению конструкции храма и сделано все возможное, чтобы сохранить уникальный памятник. Но специалисты предупреждают, что старые камни постройки могут не выдержать натиска тысяч посетителей.

Несмотря на все усилия реставраторов, в современных условиях древняя постройка разрушается, пожалуй, даже быстрее, чем за все предыдущие века полного забвения. Сохранить Боробудур для будущих поколений, оказывается, почти так же трудно, как разгадать его тайну.

Галина СИДНЕВА,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»