Загадочный мир шаманов

(Обсуждаем паранормальное)

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
Ustinova
Странник
Сообщения: 172
Рег. Вт ноя 25, 2014 3:54 pm
Репутация: 528
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 69 раз

Загадочный мир шаманов

Сообщение Ustinova » Сб сен 07, 2019 7:41 am

В пещере Трех братьев (Франция) сохранилась наскальная живопись кроманьонской эпохи с изображением пляшущего колдуна. Он одет в шкуру оленя с рогами, на лице - накладная борода, сзади приделан лошадиный хвост. У его ног изображения львов, зубров, оленей с воткнутыми в них дротиками. Очевидно, речь идет об охотничьем ритуале времени тотемизма. Обряды шаманов своими корнями уходят именно в то время.

Первыми шаманами, согласно легендам многих народов, были женщины, а затем их сменили шаманы - мужчины, зачастую даже притворявшиеся шаманками во время выполнения различных, ритуалов.

00.JPG


Доказательством силы шамана считается способность путешествовать в тонких мирах, оставаясь при этом социально адаптированным в быту. Специалисты характеризуют «шаманское состояние ~ сознания» как один из видов транса. Вернувшись в обычное состояние, шаман может вспомнить, что с ним происходило, в отличие от многих впадающих в транс больных людей.

В России одним из первых ученых, разобравшихся в шаманских ритуалах, был Владимир Германович Богораз, подписывавшийся «Богораз-Тан». Он учился в Санкт-Петербургском университете, но в 25 лет был сослан в Колымский край с таким «напутствием» судьи: «Десять лет — это задаток. А за дальнейшее я вам ручаюсь. О Средне-Колымске мы ничего не знаем, кроме того, что там жить нельзя. Поэтому туда и отправляем вас». Однако В.Г.Богораз-Тан не сгинул в диких местах. Он стал этнографом, изучил быт чукчей и со временем опубликовал свои наблюдения.

Само слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков. В других языках, естественно, свои названия для шаманов. Так, от тюркского слова «кам» (шаман) происходит нынешнее наименование шаманского ритуала — камлания.

Среди миров шаманы всегда выделяли Средний (наш обычный мир), Нижний (предков) и Верхний (потомков). Вход в Верхний мир обычно представляли находящимся к югу и справа от шамана, в Нижний — к северу, и слева. Это соответствует древнейшей, ныне почти позабытой символике сторон света.

Например, именно поэтому «жизненным» считается разворот свастических символов по часовой стрелке — индейцы просто бы показали, что боевой топорик в этом случае развернут влево и, следовательно, направлен против смерти, а не против жизни, как в случае противоположного разворота «топориков».

От того, куда собирался «путешествовать» шаман, зависел характер изображений, устанавливаемых на жертвенных столбах: череп лошади, ворон являлись символами дороги в Верхний мир; гагара, рыба с обратной чешуей, лодка, бык — в Нижний.

Интересен процесс посвящения в шаманы. С точки зрения обычного человека посвящаемый на время как бы сходит с ума. Это состояние называют шаманской болезнью. Однако, если человеку удается совладать с проявившимся личным духом, он выздоравливает и считается готовым к исполнению традиционных обрядов.

Сами ритуалы могут быть построены на известном принципе первобытного магического мышления, когда подражание чему-либо считают предопределяющим воздействие на объект в реальной жизни. Например, шаман мог сесть на чучело гуся и «лететь» в Верхний мир, подражая при этом гусиному гоготу.

Одним из самых распространенных у разных народов Земли является обряд прохождения с целью «очищения» через отверстие — щель в дереве, камне, или сквозь особые магические ворота. В русских сказках встречается такое протаскивание через отверстие — скажем, в одно ухо вошла уродина, а из другого вышла уже красавица.

Отголосок подобного обряда есть даже в известной игре «Ручеек». Если беременная женщина пролезала через обруч, это должно было символизировать легкие роды. Стоит сравнить этот обряд с модной ныне техникой «прохождения родового канала» у адептов школ «свободного дыхания».

Но самой важной задачей шамана считалось прилюдное хождение в Верхний и Нижний миры, то есть к потомкам и предкам. Процесс вхождения в транс и шамана, и зрителей хорошо показан в сценах танца шамана из известного художественного фильма «Земля Санникова».

Например, при типичном камлании с бубном после вызова духов-помощников душа шамана отправляется в Нижний мир, чтобы выяснить у предков причину болезни пациента. По возвращении шаман проводит лечебный обряд.

В обязанности шамана входила и доставка в Средний мир души еще не родившегося человека. Для этого требовалось «полететь» в Верхний мир к дереву, где в виде птичек живут и плодятся человеческие души, поймать душу-птичку, спрятать ее в особый мешочек (набор мешочков обязателен для шаманского костюма), после чего возвратиться назад.

Душу умершего естественной смертью шаман должен был доставить в Нижний мир, в противном случае ее якобы могли перехватить и уничтожить многочисленные враги. Часто шаман выступал в роли лодочника. Не отсюда ли образ Харона перевозчика через реку Забвения (Лету) в античной мифологии? Известен и образ ведьмы с веслом — он встречается в европейской геральдике.

Шаманы обычно хорошо владеют гипнозом. Так, если шаманка изображает волка, а этнограф после камлания спрашивает присутствовавших об их впечатлениях, то оказывается, что собеседники убеждены, что шаманка и в самом деле оборачивается волком.

Или, например, уже упоминавшийся В.Г.Богораз-Тан свидетельствовал, что шаманка, раздевшись по пояс, села перед ним, сказала, что ее телом завладел дух, после чего стала тискать в руках большой круглый камень, из которого посыпались мелкие камушки, гладкие и круглые. Большой камень оставался таким же. Шаманка по просьбе ученого повторяла опыт, секрет же его не открыла.

Поскольку шаманы более всего ценили стихию Воды, то чаще всего соплеменники после смерти шамана должны были его отправить в последнее плавание в ритуальной ладье. Так что не случайно ритуальные ладиньи с телами индейцев океан иногда прибивал к берегам Европы еще в доколумбовы времена.

При камлании шаман мог начать говорить на другом языке, используемом в племени только шаманами и только в трансе. Такие тайные языки характерны и для жреческих каст. Любопытный пример — происхождение слова «ведьма».

Это не просто «ведающая», но и искаженное мордовское название духа воды. У мордвин сохранились имена женских духов всех традиции - четырех стихий: тол-ава (дух огня), мода-ава (дух земли), варма-ава (дух ветра), ведь-ава(дух воды). Водапо - мордовски — «ведь». Раньше слово «ведь» писалось через «ять» — знание, колдовство, ведовство, отсюда и «ведьма».

Так что это слово очень старое и напрямую связано со стихией воды. Ориентировочно, судя по степени родства языков восточных славян и мордвы, ему не менее четырех тысяч лет.


Сергей КРИВЕНКОВ,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей