Волшебный синий камень

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
ElenaS
Странник
Сообщения: 194
Рег. Пн май 18, 2009 2:38 pm
Репутация: 553
Откуда: Москва
Поблагодарили: 63 раза

Волшебный синий камень

Сообщение ElenaS » Чт авг 01, 2019 5:51 am

Египетские фараоны, знавшие толк в камнях, обожествляли лазурит, ведь он приносил своему владельцу здоровье и богатство, защищал от вражьих чар и происков, придавал сверхъестественные силы и выносливость.

Вероятно, волшебные силы минерала связаны с его химическим строением, но здесь, как мы увидим, есть какая- то тайна...

00.JPG


Во всяком случае, владыки Верхнего и Нижнего Египта носили множество амулетов, священных фигурок, ожерелий и скарабеев, изготовленных из лазурита. Но камня не хватало, и поэтому египетскими «химиками» были изобретены искусственные пасты, окрашенные египетской синью и часто почти неотличимые от лазурита.

Тем не менее, на великолепной скульптурной маске фараона Тутанхамона, выполненной из листового золота, глаза сделаны из арагонита и обсидиана, а брови и веки из настоящего лазурита. На груди мумии фараона лежал золотой пектораль, или амулет, инкрустированный зеленым стеклом, лазуритом и карнеолом.

Это украшение крепилось к шее гибкими полосами из золота и лазурита, а само оно изображало застывшего в неподвижной позе коршуна. Ниже на груди мумии находился другой пектораль в виде трех скарабеев (священных жуков) из лазурита, которые поддерживают эмблему неба, диски солнца и луны.

Бадахшанский минерал высоко ценился и в Ассиро-Вавилонском мире. На глиняных клинописных табличках, повествующих о легендарном герое Гильгамеше (III тысячелетие до н.э.), лазурит упоминается неоднократно.

Замечательные изделия, инкрустированные синим камнем, найдены в могилах царей Шумера в Уре. Среди последних — чудесная арфа. Верхний деревянный брус арфы был обшит золотом, в нем держались золотые гвозди, на которые натягивали струны. Резонатор украшала мозаика из лазурита, перламутра и красного камня, а впереди выступала великолепная голова быка с глазами и бородой из лазурита.

Лазурит — источник драгоценной синей краски ультрамарина. Но любопытно, что она оставалась неизвестной первобытным художникам. Их палитра была бедна: охра разных оттенков, белая и черная краски, добываемые из мела и угля соответственно. На территории России все древнейшие наскальные росписи выполнены исключительно
охрой.

Возникло предположение, что древние люди просто не различали синий и зеленый цвета. Даже в классической Греции не применяли синей и зеленой краски до IV века до н.э., а на Боспоре и в Северном Причерноморье и того дольше. Однако иначе обстояло дело в Древнем Египте и Двуречье, - там синей краской, живописцы пользовались еще пять тысяч лет назад!

В чем же заключалась суть колористической загадки? Секрет, видимо, в том, что разработки бадахшанского лазурита были незначительными в каменном веке либо вообще не предпринимались.

В средневековой Руси краска «голубец», на изготовление которой шла заморская ляпис-лазурь, использовалась в иконописи весьма скупо, слишком дорого приходилось за нее платить. А в эпоху Ренессанса некоторые итальянские художники не гнушались убийством, чтобы завладеть драгоценной синей краской — ляпис-лазурью.

Чтобы ее приготовить, камень прокаливали в огне, при этом цвет минерала становился гуще, затем растирали в тонкий порошок и промыв для отделения от примесей, смешивали со смолой, воском или маслом. Краска, полученная таким образом, давала единственные по чистоте тона, с которыми не могли конкурировать изменяющие свой цвет в огне медные соединения. Лучшие полотна европейских и византийских художников на протяжении веков сохраняют свежесть и волшебное сияние цвета, рожденного синем камнем.

Бадахшан был окутан мрачной и таинственной славой. Доступ к нему был труден и опасен. Купцы рассказывали, что подвергались нападениям драконов, налетавших с горных круч, испытывали необъяснимое чувство страха и становились заложниками не то миражей, не то видений, сбивавших их с пути.

Афганские правители считали добычу лазурита и его сбыт своей прерогативой и чинили бесконечные препятствия всем храбрецам, желавшим безнаказанно достичь сокровищ. Они распространяли ложные слухи, отпугивая слабохарактерных путников. Те же, кто добирался до месторождения по диким горным тропам и ущельям, нередко попадали в засады, расплачиваясь жизнью за дорогой самоцвет. Даже в XIX веке добраться до копей было трудной задачей.

Группа геологов, взявшаяся составить первое научное описание месторождения, вынуждена была пробираться ползком на выработках, так как они оказались сплошь заваленными обломками.

В России повышенный интерес к лазуриту возник в период строительства Петербурга и его украшения, особенно в эпоху царствования Екатерины II, которая очень любила лазурит и приказывала покупать его на всех восточных рынках. Лазурит Афганистана поступал тогда в Россию через Кяхту и Китай, но основную массу лазоревого камня привозили бухарские купцы.

В это время во второй половине XVIII века в России в глухом уголке Нерчинского края жил опальный ученый, член Российской академии наук Эрик Лаксман. Странствуя по отдаленным областям Сибири, он собирал растения, минералы, животных.

В 1785 году на берегах реки Слюдянки, у южных берегов озера Байкал, он нашел лазурит. Так был положен конец бадахшанской монополии.

В ноябре 1786 года он писал в Академию наук: «По всей речке, около 35 верст длиною, находят валуны синей горной породы... У Слюдянки ляпис-лазурь показывает удивительные переходы от самого насыщенного темного ультрамарина в цвет бледной сыворотки; местами встречаются камни фиолетово-синего цвета».

Кроме названных уже месторождений известно еще одно — в Чилийских Андах. Оно расположено в истоках реки Рио-Гранде на высоте 4500 метров над уровнем моря. Изделия из него, найденные среди остатков древних культур, редки и бесценны, хотя по качеству чилийский лазурит уступает азиатскому.

Индейцы майя научились изготовлять стойкую синюю краску, мало отличавшуюся от истинного ультрамарина.

Технология изготовления краски древними майя до сих пор не раскрыта. Установлено только, что краситель состоит из бесцветной глины аттапульгита и неизвестного органического вещества.

Самыми замечательными изделиями из лазурита в нашей стране, конечно, являются знаменитые пятиметровые колонны Исаакиевского собора. Четыре колонны иконостаса облицованы темноцветным бадахшанским лазуритом, купленным в свое время у афганцев. На это ушло свыше 78 пудов афганских камней.

Первоначально предполагалось изготовить колонны из слюдянского лазурита и, в сущности, так и было сделано, но архитектору Монферрану, строившему Исаакиевский собор, эти колоны не понравились, и они были сделаны заново из афганского камня, а колонны, уже изготовленные из слюдянского лазурита, оказались в доме самого Монферрана на Мойке.

Чистым бадахшанским камнем облицованы две колонны, стоящие по бокам царских врат Исаакиевского собора.

Когда эти ворота открывались, перед взором молящихся людей возносилась огромная фигура Христа.

Зрелищный эффект был так велик, рассказывали очевидцы, что некоторые из верующих падали в обморок...

В Эрмитаже можно полюбоваться колоссальными вазами двухметровой высоты работы русских мастеров 1840 - 1852 годов, огромными столешницами сплошного синего тона. По словам выдающегося российского минералога академика А.Е.Ферсмана, «таких изделий не видел мир, и перед ними бледнеют создания эпохи Возрождения».

Для ученых, геологов и минералогов лазурит представляет собой большую и еще не совсем расшифрованную загадку. Во-первых, необычен химический состав лазоревого камня. Прежде всего, он — силикат, то есть минерал, основу которого составляют кремний и кислород. Но, кроме обычных элементов, сопутствующих силикатам, в состав лазурита входит сера — элемент, совершенно не свойственный силикатам; это уже неожиданно, и положение ее в общей структуре синего минерала пока неясно.

Второй загадкой лазоревого камня является его... цвет. Силикаты, как правило, совершенно бесцветны, а лазурит не содержит даже меди и железа, часто придающих зеленую или синевато-зеленую окраску.

По мнению геологов, единственной остающейся возможностью является предположить связь цвета лазурита с присутствием в нем серы, хотя ни в каких других минералах, содержащих серу, ничего подобного не наблюдается.

Доктор геолого-минералогических наук В.П. Петров считает, что «цвет вызывает необычное ионное состояние серы, входящей в структуру минерала». Более того, источник серы при образовании лазурита является еще одной геологической загадкой.

Ирина Стрекалова,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

 

 

cron