Пароход Леонардо да Винчи

(Обсуждаем паранормальное)

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
ElenaS
Странник
Сообщения: 168
Рег. Пн май 18, 2009 2:38 pm
Репутация: 494
Откуда: Москва
Поблагодарили: 43 раза

Пароход Леонардо да Винчи

Сообщение ElenaS » Чт апр 04, 2019 4:16 am

В том, что Леонардо работал над проблемой парового двигателя, сейчас сомнений не осталось: в других его записных книжках найдены рисунки парового котла с поршнем и штоком, к которому с помощью каната и блоков прикреплялся полезный груз. Под одним из рисунков была сделана запись, что превращенная в пар вода занимает 1700 первоначальных объемов, чего вполне достаточно для проведения этим паром полезной работы.

Были указаны даже размеры котла, с которым он проводил эксперименты: диаметр цилиндра - 1 локоть, длина - 10 локтей. Таким образом, выходит, что маэстро по какой-то причине решил на целых три столетия скрыть от людей свое изобретение. Впрочем, он сам называет причину применительно к другому своему изобретению: там он так же не описывает подробности устройства по причине злонамеренной природы людей, которые могли бы использовать его, "потопляя корабли вместе с командой".

00.JPG


Современные американские школьники в учебниках находят другую легенду: пароход изобрел их соотечественник Роберт Фултон в 1807 году и даже предложил свое изобретение императору Наполеону. Не восприняв идеи изобретателя, Наполеон прогнал его и поэтому проиграл в вечном соперничестве Франции с Англией, которая первой построила пароходы, воплотив идеи Фултона в жизнь.

Увы, несмотря на учебники, это всего лишь легенда: по последним данным, Фултон предлагал Наполеону построить не пароход, а подводную лодку. Но если бы Фултон действительно представился изобретателем парохода, император, конечно же, прогнал наглеца. Ведь любой образованный француз знает, что первый пароход изобрел француз, маркиз Клодде Жоффруа д'Аббан, и испытал его на реке Ду. Пароход маркиза имел длину 12 метров, на нем была установлена паро - атмосферная машина, приводившая в движение гребки типа «утиная лапа».

Испытание вполне удовлетворило маркиза, и в 1780 году он построил свой 45-метровый «Пироскаф» с гребными колесами диаметром четыре метра. Колеса приводились в действие более мощной двухцилиндровой машиной. Испытание на этот раз было проведено в Лионе, на реке Сена. Так что, как видим, первый пароход ходил по французским рекам за четверть века до Фултона!

Впрочем, утешим американских школьников, их соотечественники в этом деле тоже не отставали. В 1786 году инженер-механик Джеймс Рамсей построил паровое судно длиной 13 метров, развившее скорость на тихой воде 4,8 километра в час. Судно это стало техническим курьезом. оно приходилось в движение несколькими шестами, отталкивающимися от дна! Впрочем, спустя год Рамсей поставил на него принципиально новый и прогрессивный движитель — водомет.

Постоянный соперник Рамсея по части изобретения пароходов Джон Фитч тоже начал свое творчество с технического курьеза: его паровое судно приводилось в движение бесконечными лентами с гребками, напоминавшими танковые гусеницы. Но убедившись в их неэффективности, в 1788 году он строит новый пароход «Эксперимент» с приводом на кормовые весла.

Сторонники Фултона, пытаясь спасти его репутацию, утверждали, что он изобрел не сам пароход, а открыл первое регулярное пароходное сообщение. Но увы, и это тоже легенда. В 1790 году в одной из филадельфийских газет появилось объявление: «Теперь стимбот (так назывался пароход Фитча) готов для приема пассажиров и будет отправляться от пристани Арчстрит каждый понедельник, среду и пятницу. Стоимость проезда до Берлингтона 2,6 шиллинга, до Трентона — 5 шиллингов».

Так что и регулярное пароходное сообщение было открыто за 17 лет до Фултона. Следовательно, изобретателями парохода следует считать Рамсея и Фитча? Увы, нет. В 1763 году американский оружейник Вильям Генри из Ланкастера (штат Пенсильвания) испытал на реке Конестоге паровое судно с паровой машиной собственной конструкции, приводившей в движение гребные колеса.

Но стать изобретателем парохода американцу Генри сильно мешает англичанин Джонатан Халлз (в старой литературе именуемый Гуллем). В 1736 году он получил патент на паровое судно - с канатным приводом от паровой машины на кормовое гребное колесо. Ну а раз есть официально зарегистрированный патент, придется признать скрепя сердце изобретателем парохода англичанина — Халлза, а годом изобретения 1736-й?

Увы, опять нет. Нужно спуститься по ступенькам истории еще ниже, примерно на 30 лет, и снова перенестись во Францию.

Известный французский изобретатель Дени Папен (1647 — 1714 гг.), медик по образованию, увлекся механикой и математикой. Некоторое время он работал в Англии, где построил первый вариант своей паровой машины.

К сожалению, личные архивы Папена не сохранились, а разрозненные сведения о его деятельности собрал другой известный французский ученый Доминико Араго (1786 — 1853 гг.), который опубликовал их в своей книге «Историческая записка о паровых машинах».

По сведениям Араго, Папен установил паровую машину своей конструкции на небольшой парусник, демонстративно сняв с него весь парусный рангоут и установив высокую дымовую трубу вместо мачты. Изобретение это было весьма негативно воспринято местными лодочниками, и Папен решил продемонстрировать свое детище прогрессивно мыслящим англичанам.

24 сентября 1707 года Папен, провожаемый большой толпой любопытных, отправился в путь на своем пароходике до Касселя, после чего намеревался пересечь Ла-Манш и достичь Лондона. Когда он благополучно добрался до устья реки Базель, на борт судна поднялись таможенники, потребовавшие заполнить декларацию. Папен сошел с ними на берег и направился в контору, а когда вернулся, то обнаружил, что банда местных лодочников кувалдами разнесла его паровую машину. Кстати, существует старинная гравюра, на которой запечатлен этот акт вандализма.

Разумеется, французы с энтузиазмом готовы считать Дени Папена изобретателем парохода - ведь он на целое столетие опередил американца Фултона. Но мы совершенно забыли о не менее честолюбивых испанцах, которые, в конце-концов, Америку и открыли. Обратимся к трудам выдающегося испанского историка Мартина Фернандо Наваретты (1765 — 1844}, который отыскал и издал документы по истории испанских мореплавателей XII-XVI веков, включая и все плавания Христофора Колумба.

Его заслуга перед Испанией тем более велика, что многие испанские документы тех эпох к настоящему времени от ветхости и неправильного хранения уже погибли, а вот копии, которые он успел с них снять, дожили до наших дней.

О степени доверия к сообщениям Наваретты может говорить не только тот факт, что он был директором Архива Королевской академии в Мадриде и советником министерства по вопросам истории, но и являлся иностранным членом многих зарубежных академий. Заодно учтем и тот факт, что первым о Испанском изобретателе парохода Бласко де Сарае поведал миру каноник Томас Гонсалес в конце XVI века, когда не только о пароходах, но и о паровых машинах слыхом не слыхали.

Итак, откроем книгу Наваретты «Путешествия и открытия испанцев» (в переводе князя В. Одоевского ). «Бласко де Гарай, капитан корабля, представил императору Карлу V (император священной Римской империи, он же испанский король Карлос I) в 1543 году машину, посредством которой самые большие корабли могут плыть в тихую погоду без весел и парусов. Изобретатель нашел себе множество противников, однако по повелению императора опыты с его машиной были проведены в гавани Барселоны.

Гарай содержал в секрете устройство машины, и было известно только то, что она состоит из огромного котла. Судно, на которое она была поставлена, имела по колесу с обеих сторон и проехало от Коллиуры до Барселоны, нагруженное хлебом. Оно называлось «Троица», вмещало в себя 200 бочек и находилось под управлением сеньора Скарзы. Опыт этот был произведен в присутствии Генриха Толедского, Педро Кардоны, коменданта города, вице-канцлера Франциска Граала и других знатных особ, при стечении множества народа и моряков, привлеченных необычностью зрелища.

Машина действовала удачно и заслужила одобрение императора, а также большой части бывших с ним особ. Назначенная комиссия сообщила, что судно совершает 8 верст в час. После опыта машина была снята с судна и хранилась в Барселонском арсенале, колеса же остались у изобретателя. Император, весьма довольный им, велел принять на свой счет все издержки, употребленные на опыты. Начавшаяся война отвлекла внимание Карла и на этом устроение пароходов кончилось.

Достоверность этого происшествия доказывают подлинные документы, хранящиеся в Саламанском архиве. Что касается итальянцев, уж они-то точно готовы считать изобретателем парохода Леонардо да Винчи, а годом изобретения — 1500-й.

Ах да, мы еще забыли древних греков! Как сообщает в одной из своих книг наш постоянный автор, историк Александр Горбовский, по сообщению древнегреческих источников, однажды некое судно, не имевшее ни парусов, ни весел, на большой скорости прошло Гибралтарский пролив и вышло из Средиземного моря в Атлантику.

Так что вопрос: кто же первым изобрел пароход, до сих пор остается открытым. Точно такая же ситуация с самолетом. Но это уже другая история.


Татьяна САМОЙЛОВА,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

 

 

cron