Бушмены - кто они

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
ElenaS
Странник
Сообщения: 194
Рег. Пн май 18, 2009 2:38 pm
Репутация: 553
Откуда: Москва
Поблагодарили: 63 раза

Бушмены - кто они

Сообщение ElenaS » Сб ноя 17, 2018 3:54 pm

Ландшафт Kaлахари образуют тяжелые пески, местами переходящие в дюны. И все-таки назвать эту колоссальную территорию мертвой нельзя. Здесь растет полукустарниковая низкорослая зонтичная акация, кое-где виднеется высушенная солнцем и ветром трава. А там, где Калахари занимает территорию Ботсваны, — это даже и не пустыня в полном смысле слова. С июля по сентябрь здесь идут дожди, которые питают своей влагой баобабы и акацию.

В оазисах под его живительными струями начинают зеленеть рощи экзотического дерева мерула. Жители пустыни знают, что сок в плодах мерула под действием жарких солнечных лучей бродит, и такие плоды представляют собой природные сосуды с вином. Лакомятся этими плодами и пьют их сок не только люди, но и слоны, которые, похоже, имеют тягу к спиртному.

В сердце Калахари течет река Окаванго. На ее берегах обитают жирафы, зебры, слоны, львы, гиеновые собаки, а также около четырехсот видов птиц.

00.JPG


Однако бушмены предпочитают самые засушливые части Калахари. Они живут здесь на протяжении многих веков, ведя кочевой образ жизни. Женщины занимаются собирательством, отыскивая в песках съедобные корешки и семена растений и выкапывая их с помощью специальной палки-копалки, заостренной на конце и утяжеленной камушком.

Кроме того, они находят и собирают любимое лакомство людей племени — личинки муравьев и термитов, или, как их здесь еще называют, бушменский рис. Мужчины, вооруженные луком и стрелами с отравленными наконечниками, а также увесистыми дубинками, охотятся, строго соблюдая границы своей территории и ни в коем случае не посягая на «охотничьи угодья» соседей. Кстати, бушмены знают более 80 различных ядов и противоядий, но право стрелять отравленными стрелами юноши получают лишь после того, как пройдут обряд инициации.

До этого их удел — почти игрушечные луки, из которых можно подстрелить разве что ящерицу. Впрочем, вместе с женщинами они могут охотиться и за саранчой, любимым лакомством бушменов. Оружие для этого, понятно, не требуется.

Бушмены обладают уникальной способностью находить воду в самых засушливых районах пустыни, таких, куда ни разу еще не ступала нога белого человека. Как они это делают, не знает никто. Возможно, и сами они не могут объяснить этого своего умения, оно, пожалуй, всасывается людьми племени с молоком матери.

Но, поскольку воды в пустыне не так уж много, каждый найденный источник тут же обретает своих хозяев и передается по наследству от отца к сыну. Семья, владеющая несколькими источниками, издревле считается в этих местах богатой. На протяжении года такая семья кочует от одного источника к другому, не устраивая, однако, своего жилья слишком близко к воде.

Люди стараются не спугнуть животных, приходящих на водопой, и поэтому расстояние от их жилища до места, где из-под песка проступает живительная влага, находится примерно на расстоянии часа пути.

Впрочем, соорудить свое временное жилье для бушмена — дело нехитрое. Они могут переночевать, просто укрывшись в сухом кустарнике. Сооружение из веток и травы — это уже роскошь. В песке вырывают неглубокую яму, вокруг которой устанавливают хлипкую изгородь.

Члены семьи забираются в яму и устраиваются в ней, словно в гнезде, свернувшись калачиком и укрывшись с головой специальной накидкой из шкур — карассой. Может быть, именно из-за таких своеобразных жилищ первые голландские поселенцы в Южной Африке и назвали эти племена бушменами, что означает лесной человек.

Домашним скарбом это племя практически не обзаводится, да это и невозможно при кочевом образе жизни. Предметом особой гордости у женщин племени являются немногочисленные изделия из рога, кожи, дерева, кости, камня и глины. Воду держат в сосудах из скорлупы страусовых яиц.

Отправляясь к источнику за водой, хозяйки аккуратно складывают эти хрупкие сосуды в специальную сетку из кожаных ремешков. В особенно зажиточных семьях имеются мешки из желудка антилопы. Вода, налитая в такие мешки, долго остается вкусной и прохладной.

Удивительно, однако вплоть до наших дней многие бушмены ни разу не видели европейца.

Поэтому появление в их лагере гостей, приехавших, как им кажется, с края земли, вызывает у людей племени радостное оживление. Взрослые кочевники стараются не показывать своего любопытства, проявление бурных чувств здесь не в почете, а вот детишки, улыбаясь во весь рот, обступают вновь прибывших. Интересно наблюдать за их подвижными мордашками, обладающими одновременно негроидными и монголоидными чертами.

У бушменов нет вождей, - есть просто самые уважаемые люди — обычно это старый опытный охотник или же колдун, к которому обращаются за советом и для решения споров. Но никаких привилегий он при этом не имеет.

Сильвер Краузе, филолог из Кембриджского университета, оказался среди бушменов уже не в первый раз. Будучи специалистом по койсанским языкам, которые отличаются наличием щелкающих звуков, он довольно часто ездит в Южную Африку и в некоторых племенах у него даже появились друзья. На сей раз он приехал к бушменам для
того, чтобы присутствовать при некоторых обрядах, наблюдать которые разрешают далеко не каждому.

Сильвер специально приехал в период, когда молодые бушмены выбирают себе жен. Обычно в это время происходит довольно забавный на взгляд белого человека обряд. Молодой человек, присмотревший кандидатку в жены, обычно мастерит из кости убитого им на охоте зверя тонкую и острую стрелу длиной ровно семь сантиметров (число семь считается у бушменов счастливым).

Оперение такой стрелы украшается цветными лоскутками, перьями, травой, а наконечник смазывают специальным «приворотным зельем», сваренным по старинному рецепту.

После того как стрела подготовлена по всем правилам, влюбленный бушмен прячется за одним из барханов, дождавшись, когда мимо пройдет выбранная им девушка. Его задача - попасть стрелой из лука в ягодицу будущей жены.

Если выстрел произведен удачно, избранница просто не имеет права отказать жениху, иначе члены племени станут презирать ее. Более того, ни один молодой человек больше не захочет попытать счастья и выстрелить в гордячку любовной стрелой. Такова мужская солидарность. Поэтому девушки племени, чтобы избежать неожиданностей, обычно заранее договариваются со своим возлюбленным. Он прячется за барханом, а хитрая невеста прогуливается поблизости, стараясь повернуться к стрелку таким образом, чтобы он не промахнулся.

На этот раз Сильверу Краузе повезло особенно. Кроме обряда выбора невесты, он сумел увидеть танец Мокомо.

В одной из бушменских семей заболела беременная женщина. Учитывая то, что беременность здесь расценивается как знак благоволения духов, женщина, ожидающая ребенка, буквально обожествляется. Ей оказывают подчеркнутые знаки, внимания, стараются отдать самые лакомые куски и обмазывают золой, которая символизирует связь человека с очагом. Беременная в семье — величайшее счастье. Кстати, большой живот у бушменов считается очень красивым. Поэтому девушки, отличающиеся стройностью, здесь далеко не самые желанные невесты.

Вот если у будущей жены полные бедра, развитые ягодицы и большой живот — перед вами первая бушменская красавица. Впрочем, стать такой красоткой в Южной Африке не слишком сложно. Бушмены питаются неравномерно. Их желудок обладает способностью сильно растягиваться и поэтому, убив дикое животное, они поглощают сразу около четырех килограммов мяса, наедаясь впрок. Люди племени гордятся своими огромными животами.

Тем же, кто еще не успел разработать свой желудок, остается лишь с завистью смотреть на более красивых соплеменников и мечтать о тех временах, когда и им удастся завести упитанное брюшко.

С утра несколько семей собрались на берегу Окаванго, неподалеку от скалы, на которой сохранились рисунки с изображениями сцен охоты на фантастических животных, сделанные предками нынешних бушменов.

Женщины развели костер и стали готовить отвар из специальных трав. Беременную, которая жаловалась на головные боли, поместили в вырытом в песке углублении. Она должна была отдохнуть и набраться сил перед предстоящим обрядом.

К вечеру перед огнем, с которого уже сняли глиняный горшок с отваром, собралось около двадцати человек. Это были люди, которые привели своих больных родственников в надежде, что танец Мокомо их исцелит.

Несколько музыкантов ходили в отдалении, пробуя пальцем достаточно ли туго натянуты тетивы их луков. Вскоре они легли на спину рядом с костром и поместили свои — луки таким образом, чтобы тетива находилась перед открытым ртом, который в данном случае, видимо, служил резонатором.

Вскоре в воздухе поплыла странная, завораживающая мелодия, извлекаемая из этих необычных инструментов. Больные, включая беременную, с трудом поднялись и начали неуверенно приплясывать. Ритм музыки становился все быстрее, вскоре к «струнному оркестру» присоединились барабанщики, и больные начали двигаться быстрее. Неожиданно танцующие один за другим стали впадать в транс, сопровождающийся конвульсиями. У некоторых носом хлынула кровь.

Видимо, именно поэтому Мокомо иногда называют Танцем Крови. Несколько человек, в том числе и беременная женщина, замертво повалились на землю. Родственники бросились к упавшим и напоили их отваром лечебных трав, после чего те заснули.

Постепенно, выбившись из сил, упали все танцоры, и каждый из них получил свою порцию целебного питья. Вскоре возле потухшего костра спали уже все больные, надеявшиеся, что великий дух Цанг поможет им побороть болезнь.

Наутро участники ритуала проснулись исцеленными. Лишь один старичок, тщедушное тельце которого накануне вечером содрогалось от мучительного кашля, остался ничком лежать на песке. Посовещавшись между собой, родственники решили, что Цанг забрал старичка в тот мир, где много воды, «бушменского риса» и восхитительной жирной саранчи, и позавидовали ему.


Юрий ЗОЛОТОВ,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

 

 

cron