Казнить или помиловать?

Модератор: KrisGames

Аватара пользователя
ElenaS
Странник
Сообщения: 194
Рег. Пн май 18, 2009 2:38 pm
Репутация: 553
Откуда: Москва
Поблагодарили: 63 раза

Казнить или помиловать?

Сообщение ElenaS » Вт сен 18, 2018 5:23 am

Более ста лет назад весь Лондон был в страхе от злодеяний маньяка, совершавшего зверские убийства и получившего за это прозвище Джека Потрошителя. Прославленный Скотланд-Ярд оказался в данном случае бессильным. Примет маньяка-убийцы было совсем не много, схватить его никак не удавалось.

Для того чтобы установить вину подозреваемых существовавшими тогда методами, требовалось слишком много времени — по несколько суток на одного человека. И тогда вспомнили об исследованиях английского ученого Фрэнсиса Гальтона, изучавшего кожный узор и доказавшего строгую индивидуальность отпечатков пальцев.

Увы, и этим способом Джека Потрошителя обнаружить не удалось.

00.JPG


Семь лет спустя, весной 1905 года, в одной из лондонских лавок были найдены два окровавленных трупа — мужа и жены, владельцев лавки. Некоторые улики свидетельствовали, что убийц было двое. Дополнительной уликой могло служить кровавое пятно — отпечаток большого пальца руки, оставленный на пустой шкатулке из-под денег.

Сняли отпечатки пальцев у всех, кто мог заходить в дом убитых, в том числе и у неких братьев Стриттонов. Оттиск большого пальца старшего из братьев точно совпал с кровавым следом на шкатулке.

Стрэттонов арестовали. Однако на суде с помощью искушенных адвокатов братьям удалось отвести обвинения в убийстве. Перед присяжными встал трудный выбор: оправдать подсудимых или довериться отпечатку пальца. И они вынесли приговор: казнь через повешение!

С тех пор новый метод установления личности преступников стал все шире применяться в английской полиции. А раскрытие преступления века, совершенного в 1911 году в Париже, даже закоренелых скептиков убедило в том, что отпечатки пальцев могут служить надежным средством для уличения в преступлении. Тогда из Лувра была похищена «Джоконда» — знаменитая картина Леонардо да Винчи. Поиски велись долго, но все же в 1913 году похититель был арестован. Это удалось сделать только благодаря отпечатку его пальца на стекле рамы, из которой было вынуго бесценное полотно.

Папиллярный узор

Название «папиллярный» произошло от латинского слова «папилла», что означает сосочек. Такие узоры есть не только на пальцах, но и на ладонях, на стопах. Говоря научным языком, папиллярные узоры это сложная система из так называемых эпидермальных гребешков.

Под каждым из них скрываются два ряда сосочков, содержащих кровеносные капилляры и чувствительные нервные окончания. С возрастом изменяется лишь толщина гребней, но не рисунок и количество линий. Благодаря тому, что пальцы почти всегда покрыты особым потожировым веществом, они оставляют на тех местах, которых коснулась рука, невидимые глазом или еле заметные следы. Но криминалисты с помощью специальных средств научились их выявлять.

0 том, что на пальцах людей есть неповторимые узоры, было известно уже в глубокой древности. Более того, отпечатком пальца пользовались как печатью, он мог заменять подпись. Им заверялись важные договоры и судебные решения. Такие «печати» обнаружены, например, на глиняных черепках с клинописными текстами. А на древнем санскритском языке одно и то же слово означает и «печать», и «оттиск пальца».

Таким оттиском вместо подписи пользовались в Вавилоне, Индии, Тибете, Древнем Китае. 0 том, какое важное значение придавали китайцы узору на пальцах, говорит следующий обычай. Если какая-либо бедная китаянка решалась подкинуть своего новорожденного богатым людям, она прежде всего снимала с пальчика младенца отпечаток и оставляла у себя. На всякий случай, чтобы иметь возможность в будущем разыскать свое дитя и заявить материнские права на него. В Китае снимали отпечатки пальцев и у детей, которых принимали в приюты. Стало быть, знали, что нет более надежного способа опознать человека, чем с помощью узора на подушечках его пальцев.

Рождение дактилоскопии

В Европе на значимость отпечатков пальцев обратили внимание гораздо позже, чем на Востоке Даже в Древнем Риме; где юриспруденция достигла очень высокого уровня, пальцевые отпечатки в судебном деле не использовались. Только уже в Средние века, в конце XVII века, знаменитый итальянский ученый и врач Марчелло Мальпиги первым попытался изучить рисунки кожного рельефа, но большого успеха в этом не достиг.

Должно было пройти еще почти 140 лет, прежде чем другой европейский ученый, чешский биолог Ян Пуркине, вошедший в историю науки своими исследованиями в области физиологии зрения и эмбриологии, также занялся изучением кожных узоров, и не только на пальцах, но и на коже ладоней и стоп. Он опубликовал книгу, в которой привел первую классификацию типов этих узоров. И хотя труд Пуркине был серьезным научным исследованием, он остался почти незамеченным. Да и не все Пуркине удалось выяснить.

Рождению термина дактилоскопия» (от греческих слов «дактилос» — палец и «скопео» — смотрю), который обозначает метод раскрытия преступления по отпечаткам пальцев, мы обязаны английскому полковнику Уильяму Гершелю, служившему в 70-х годах позапрошлого века в Индии.

Наверное, о том, что пальцевые узоры строго индивидуальны, он узнал от индусов. Выплачивая жалованье солдатам, Гершель заставлял каждого из них оставлять в платежной ведомости отпечаток своего пальца. Ведая делами местных тюрем, бн также распорядился снимать у заключенных такие отпечатки.

За два десятилетия своей службы Гершель накопил немалый опыт в изучении папиллярных узоров и, пожалуй, первым из европейцев ясно понял, что они могут служить для идентификации личности и раскрытия преступлений.

Удивительно, однако, когда Гершель предложил главному инспектору тюрем взять дактилоскопию на вооружение английских детективов, его просто высмеяли. К счастью, узорами на пальцах заинтересовался уже упомянутый здесь соотечественник Гершеля, Фрэнсис Гальтон — двоюродный брат Чарльза Дарвина.

Египетская работа

Это был один из оригинальнейших исследователей и мыслителей своего времени. Он известен многими научными трудами, которые на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Сначала Гальтон учился медицине и приобрел глубокие знания по анатомии. Затем стал путешествовать по Африке и проник в труднодоступные ее районы.

Географию и этнографию сменила метеорология, которой Гальтон посвятил около тридцати лет своей жизни. Он был основателем и горячим пропагандистом евгеники, науки о совершенствовании человеческого рода.

«То, что природа осуществляет слепо, медленно и безжалостно,— утверждал он, - человечество осуществит сознательно, быстро и с любовью».

И с той же страстностью в 80-е годы XIX века Фрэнсис Гальтон приступил к изучению отпечатков пальцев. Без преувеличения можно сказать, только благодаря исследованиям Гальтона дактилоскопия получила право называться наукой.

Он разрабатывает методику изучения кожных узоров, математическим путем обрабатывает собранные им многочисленные данные, ищет способы, позволяющие с уверенностью применять дактилоскопию в полицейской практике.

Он окончательно устанавливает, что каждого человека можно отличить по eго пальцевым узорам. По его подсчетам вероятность совпадения составляет одно к 64 миллиардам! Следовательно, это практически невозможно.

Объем работы, проделанный этим неутомимым исследователем, поразителен. Достаточно сказать, что для того, чтобы установить, как часто встречаются основные типы узоров, Гальтон внимательно изучил пять тысяч пальцев полутысячи человек. Им был дотошно изучен каждый палец правой и левой руки.

Исследование воплотилось в цифрах, в подсчетах, в бесчисленных таблицах.
К середине 90-х годов трудоемкая «египетская» работа была завершена. Благодаря ее результатам Скотланд-Ярду удалось, наконец, раскрыть сотни преступлений, считавшихся ранее совершенно безнадежными. С 1900 года в Англии дактилоскопия стала официально признанным методом изобличения преступников, а несколько позже — и в других странах.

Дуги, петли, завитки

Гальтоном были установлены три основных типа папиллярных узоров, названных им дугами, петлями и завитками. Между ними существуют переходные формы и варианты.

Дуги — самые простые элементы кожного узора. Завитки — самые сложные и замысловатые. Петли открыты в ту или иную сторону. Форма этих основных деталей у каждого человека своя, и нет им числа.

До появления дактилоскопии французский криминалист Альфонс Бертийон разработал целую систему обмеров и выделил ряд признаков для опознания преступников. Система эта помогала вести следствие. Но какой она была сложной и трудоемкой! Дактилоскопия совершила в криминалистике настоящую революцию. Причем точность и надежность этого метода настолько велики, что личность человека удается установить по единственному и даже неполному отпечатку пальца.


Еще Гальтон сравнивал отпечатки пальцев родителей и детей. Он собрал более 130 папиллярных узоров сыновей и свыше 200 — дочерей, а также их отцов и матерей. Конечно, как и ожидалось, полного сходства отпечатков не обнаружилось, однако некоторые совпадения в характере узоров все же наследовались.

У близнецов тоже разные отпечатки пальцев, в том числе у однояйцевых, внешнее сходство которых бывает настолько велико, что их с трудом различают, даже родные.

Распределяются узоры на правой и левой руках на разных пальцах не как-нибудь. На пальцах правой руки несколько больше завитков, чем на пальцах левой. Зато на левой больше петель. Указательный палец имеет больше дуг, чем другие пальцы. А мизинец и средний более богаты петлями.

Конечно, было бы очень важно найти такие особенности в пальцевых узорах, которые бы указывали на склонность человека к преступлениям, на тип личности. Их искали. но безуспешно

А вот особенности пальцевого рельефа у различных народов и рас были замечены. Например, у европейцев узоры более простые, чем у монголоидов. У последних чаще встречаются завитки и петли. Но с чем это связано, до сих пор никто сказать не может. Антропологам дактилоскопия помогает устанавливать происхождение народов и рас. Составляются даже карты распределения по земному шару типов пальцевых узоров.

Для облегчения сравнения узоров еще во времена Гальтона был придуман математический прием оценки. Устанавливается, как говорят специалисты, «дактилоскопическая формула» конкретного человека, ему и только ему принадлежащая.

Диагноз по узору

Со временем наука об узорах на коже человека так развилась, что стал учитываться рельеф не только на пальцах рук, но и ног, не только на ладонях, но и на ступнях. Потребовалось и новое название этого раздела морфологии человека. Его стали именовать дерматоглификой, от греческих слов, означающих «кожа» и «гравировать».

Дерматоглифика оказалась нужной не только криминалистам и антропологам. Кто, например, мог подумать, что исследуя кожный рисунок, удастся определять, к какому виду спорта особенно расположен тот или иной человек.

Ученые ввели понятие «дельтовый индекс», характеризующий сложность кожного узора. И вот выяснилось, что низкий индекс у спортсменов, обладающих скоростно - силовыми качествами - спринтеров. Средний свидетельствует о выносливости. Он присутствует у марафонцев. Высокий дельтовый индекс у тех, кто ловок, у кого хорошая координация движений. Это боксеры, гимнасты, баскетболисты. Значит, уже с детства по пальцам можно выяснить спортивные способности человека.

Но еще важнее применение дерматоглифики в медицине. Еще в 20-х годах прошлого века ученые пытались установить связь некоторых наследственных заболеваний с типом кожного узора. Но и до сих пор тут много неясного.

Лучше всего изучены изменения в узоре при болезни Дауна, вызывающей задержку в умственном и физическом развитии. Врачи теперь абсолютно уверены, что признаки этой тяжелой болезни могут быть установлены на основании исследований одних лишь только кожных узоров, дерматоглифики, что особенно важно уже в первые дни жизни ребенка.

Вероятно, придет время, когда для постановка правильного диагноза врачам будут нужны не только результаты различных анализов, но и отпечатки пальцев.


Александр СЕДОВ,
специально для «НЛО»



Вернуться в «Обсуждения»

 

 

cron